Кулешова Елена Сергеевна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения г. Санкт-Петербург
Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, консультации для педагогов.Детские взаимоотношения постоянно находятся в зоне внимания старшего дошкольного возраста, именно в этом возрасте формируются социальная готовность детей к обучению в школе, умение войти в детский коллектив, установить дружеские отношения и сотрудничество. Как складывается жизнь ребенка в детском саду, педагогу поможет доверительный разговор с ребенком. Зная проблемы ребенка, педагогу легче найти решение, уделить ему больше внимания, поддержать, помочь достигнуть успеха в том или ином деле, создать ситуацию эмоционально-положительного общения и сотрудничества со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание дружеских, доброжелательных отношений. У детей углубляется интерес к сверстнику, как к партнеру для общения, игры и деятельности, формируется чувство "семьи". У детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому: посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы: при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной деятельности. Ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие "дружба" ("Это когда люди не ссорятся", "С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть", "Он всегда поможет, и я ему помогу").
К старшему дошкольному возрасту наблюдается тенденция выраженности потребности в общении, избирательности, расширения круга общения, интенсивности общения, его длительности и дифференциации в игровом общении между мальчиками и девочками. Психологи считают, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования дружбы. В группе детского сада – от младшей до старшей и подготовительной возрастает проявление коллективности в отношениях. Важно в этом возрасте активно привлекать детей к организации общей жизни. Предоставление ребенку право выбора средств, задач, цели своей деятельности создаст основу для личного самовыражения. Взрослый (родитель, педагог) советуется с детьми, прислушивается к мнению детей и помогает вместе осуществить задуманное. Такое уважительное и доверительное отношение взрослых вселяет в детей уверенность в своих возможностях, и делает их более самостоятельными. Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к взаимоотношениям, их социальный опыт становится полнее, осознаннее, что позволяет обсуждать с детьми различные случаи, ситуации из их жизни, поступки и действия литературных героев. Очень важно, чтобы такие обсуждения помогали детям эмоционально откликнуться, понять и сопережить необходимость дружеского, справедливого и заботливого отношения к другим. Именно обсуждение поступков помогает понять детям, как складываются дружеские взаимоотношения. Решая вместе практические задачи, дети приобретают ценный опыт дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками. Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес. 30 октября 2021 в 14:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.